мониторинг образования

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Оценка качества образования осуществляется посредством:

системы внутрисадовского контроля;

общественной экспертизы качества образования;

лицензирования;

итогового мониторинга выпускников;

мониторинга качества образования.

В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

образовательная статистика;

мониторинговые исследования;

социологические опросы;

годовые отчеты педагогов дошкольного учреждения;

посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.

2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества

образования

2.1.  Целями системы оценки качества образования являются: формирование единой системы диагностики и  контроля состояния образования,   обеспечивающей   определение   факторов   и своевременное  выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;

получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

2.2  Задачами построения системы оценки качества образования являются:

формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения;

определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

обеспечение доступности качественного образования;

оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;

определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;

выявление факторов, влияющих на качество образования;

содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;

определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

2.3.  В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

3. Организационная и функциональная структура системы оценки

качества образования

3.1.   Организационная структура, занимающаяся внутрисадовской оценкой,
 экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов,
 включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический
 совет, временные структуры (ПМПк, комиссии и др.).

3.2.  Администрация дошкольного учреждения:

формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование системы оценки качества образования дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает приказом заведующего дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;

разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

обеспечивает на основе  образовательной  программы  проведение в

дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;

организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

. обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно - аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, публичный доклад заведующей);

принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации  программы

3.3. Педагогический совет дошкольного учреждения:

содействует определению стратегических направлений развития системы образования в дошкольном учреждении;

содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении;

инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства;

принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения;

принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;

участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного учреждения;

содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;

заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания дошкольников , в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного учреждения;

4. Реализация внутреннего мониторинга качества  образовании

4.1.         Реализация внутреннего мониторинга качества образования
 осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской
 Федерации, регламентирующих  реализацию всех процедур контроля и оценки
 качества образования.

Мероприятия по реализации целей и задач системы оценки качества образования планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

Предметом системы оценки качества образования являются:

качество образовательных результатов воспитанников (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения воспитанниками образовательной программы государственному и социальному стандартам);

качество организации образовательного процесса, включающей условия организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

эффективность управления качеством образования и открытость деятельности дошкольного учреждения;

состояние здоровья воспитанников.

4.4.       Реализация дошкольной системы оценки качества образования
 осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки
 качества образования.

4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов воспитанников включает в себя:

промежуточный и итоговый мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям;

промежуточный и итоговый мониторинг уровня развития интегративных качеств.

4.4.2. Содержание процедуры  оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:

результаты лицензирования;

эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;

программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения;

оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

обеспеченность методической и учебной литературой;

оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям  СанПиН;

диагностика уровня адаптации детей раннего возраста;

сохранение контингента воспитанников;

анализ результатов обучения в начальной школе выпускников дошкольного учреждения;

. оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей.

Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

аттестация педагогов;

отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);

знание и использование современных педагогических методик и технологий;

образовательные достижения воспитанников;

участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает в себя:

наличие медицинского кабинета и его оснащенность;

регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;

оценку заболеваемости воспитанников, педагогических и других работников дошкольного учреждения;

оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня);

оценку состояния физкультурно-оздоровительно-спортивной работы;

диагностика состояния здоровья воспитанников.

Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня  достижений  результатов  деятельности   дошкольного учреждения.

Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.

Критерии                                                                       Показатели

Образовательные результаты (внутренняя оценка)
Выполнение основной общеобразовательной программы (промежуточные и итоговые результаты по овладению навыками и умениями по образовательным областям и уровню развития интегративных качеств); Выполнение дополнительных образовательных программ;
Готовность воспитанников к обучению в школе
Здоровье воспитанников
Антропометрия; Индекс здоровья;
Динамика показателей групп здоровья; Уровень заболеваемости детей; Уровень посещаемости детей;
Адаптация к новым условиям вновь прибывших детей
Готовность
родителей к
участию
в управлении
дошкольным
учреждением
Доля родителей, участвующих в жизни детского сада; Удовлетворённость родителей качеством работы д/с за учебный год
Инновационный
потенциал
педагогов
Доля педагогов, которые используют современные педагогические технологии;
Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию;
Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию;
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;
Доля педагогических работников,  выступавших на мероприятиях разного уровня;
Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах
Соответствие требованиям к условиям образования
Укомплектованность       педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию; Соответствие   учреждения   нормам   и требованиям СанПиН;
Динамика развития МТБ;
Организация питания в соответствии с утвержденными нормами

4.7. Периодичность проведения оценки качества образования, формы и методы мониторинга соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и прописаны в ООП     МКДОУ «Детский сад № 8»

5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

основным потребителям результатов   системы  оценки качества образования;

средствам массовой информации через публичный доклад заведующего дошкольным учреждением;

размещение аналитических материалов, результатов    оценки качества образования на официальном сайте дошкольного учреждения



Пояснительная записка

        Программа внутреннего мониторинга качества образования муниципального казенного  дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад №8» (далее - ДОУ)  является  нормативной регламентацией функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования и устанавливает содержание и порядок осуществления внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ.

Под внутренним мониторингом качества образования в ДОУ  понимается вид деятельности по информационному обеспечению управления ДОУ, основанный на систематическом стандартизированном изучении состояния основных и обеспечивающих видов деятельности ДОУ, условий и результатов их осуществления.

Программа внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ разработана в соответствии с:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012, 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;

Постановление  Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»,

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038),

 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Сан Пин 2.4.1.3049-13 

Устав ДОО,

Положение о системе внутреннего мониторинга  качества образования в ДОУ;

Программа внутренней системы оценки  качества образования ориентирована на решение следующих задач:

систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в ДОО для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества  образовательного процесса и образовательного результата. 

максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности  образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования. 

Объекты мониторинга:

педагогическая система;

образовательный процесс и его результаты;  образовательная деятельность детей;

профессиональная деятельность педагогов.

ОПП образовательной организации, и ее  условия реализации.

Цель программы внутренней системы оценки качества образования– установление соответствия условий и качества дошкольного образования  в ДОО требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 Задачи:

Определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов,  методов контроля. 

Сбор информации  по различным аспектам  образовательного процесса, обработка и анализ информации  по различным аспектам  образовательного  процесса. 

Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития.

Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.

Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в ДОО, тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования;

Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; принимать обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.

Программа внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ определяет: направления мониторинга, исчерпывающий систематизированный перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей, отобранных с учетом информационных потребностей (функционала) органов управления ДОУ. В отношении каждого показателя указаны используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность сбора этих данных, их статистической (аналитической) обработки и предоставления результатов указанной обработки. В целях обеспечения полной и своевременной реализации в программе определены конкретные исполнители из числа работников, чья профессиональная деятельность непосредственно связана, с созданием и поддержанием необходимых образовательных, материально-технических, санитарно-гигиенических и иных условий для осуществления образовательного процесса, а так же, должностных лиц ДОУ, непосредственно осуществляющих сбор, обработку, предоставление и хранение информации.

Правовая регламентация программы внутреннего мониторинга качества образования является основанием для внесения дополнений в должностные инструкции работников ДОУ. 

Программа внутреннего мониторинга оценки  качества образования

в МКДОУ «Детский сад № 8» Левокумского муниципального района Ставропольского края

Мониторинг реализации ООП ДО

Объект мониторинга

Показатели

Методы оценки инструмента

Ответственный

Сроки

Форма и место предоставления информации

Кто принимает участие

1. Условия реализации ООП ДО

1. Нормативно – правовая база

-Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности
-Наличие организационно-распорядительных документов в соответствии с Уставом ДОУ
-Наличие всех необходимых правоустанавливающих документов, оформленных в установленном порядке на все объекты недвижимости и земельные участки учреждения
-Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ОУ в сети Интернет и допуск к ресурсам сети
-Программа развития учреждения:
*наличие
*соответствие требованиям к составлению программ /структура/
Наличие системы мониторинга

Экспертиза

Экспертная группа

Ежегодно

Сайт ДОУ, публичный отчет, информационные стенды, совещания, МО

Заведующий ДОУ
2. Материально-техническая база

Наличие инфраструктуры, поддерживающей здоровье в соответствии с нормативными требованиями:
-наличие медицинского блока
-наличие спортивной площадки
Экспертиза

Заведующий ДОУ

Заведующий хозяйством

Ежегодно

Аналитический отчет

Заведующий ДОУ

Заведующий хозяйством

Наличие инфраструктуры для развития детей:
-наличие изоуголков
-уголков познавательной деятельности
Экспертиза

Заведующий ДОУ, воспитатели

Ежегодно

Аналитический отчет

Заведующий ДОУ,

воспитатели

1)требования к материально-техническому обеспечению
программы
Обеспеченность учебно-методическим комплексом,  оборудованием, оснащением
Сбор цифровых
данных (в % от нормы

Заведующий ДОУ

1 раз в год

Аналитический отчет

Заведующий,

 воспитатели

2) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом
Информационное обеспечение образовательного процесса, исправность ТСО
Сбор цифровых
данных (в % от нормы

Заведующий ДОУ

1 раз в год

Аналитический отчет

Заведующий, воспитатели
3. Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса
-Обеспечение образовательного процесса средствами ИКТ
-Использование в работе ОУ сайта:
*актуальность размещаемой информации
*объём, полнота, целостность отражения деятельности ОУ

Анализ

заведующий

Ежегодно

 

заведующий

4. Создание безопасных условий пребывания участников образовательного процесса
-Наличие случаев детского травматизма
-Наличие случаев взрослого травматизма
-Готовность ДОУ к образовательной деятельности
*без замечаний по результатам проверки
*с замечаниями
Требования , определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами

Анализ

Заведующий ДОУ

Заведующий хозяйством

Медсестра

Ежегодно

Аналитический отчет

Заведующий ДОУ

Заведующий хозяйством

Медсестра

Территория детского сада

-Состояние игровых зон
-Состояние физкультурной площадки
-Состояние теневых навесов
-Состояние песка в песочницах
-Наличие приспособлений для укрытия песочник

Наблюдения

Заведующий ДОУ

4 раза в год

Ежемесячно

При выявлении нарушений

Воспитатели

Заведующий хозяйством

Оборудование и его размещение в помещениях ДОУ

-Соответствие детской мебели росту и возрасту детей в соответствии с СанПин
-Соответствие количества столов и стульев количеству детей в соответствии с СанПин
-Наличие маркировки
-Наличие спортивного центра
-Обработка игрушек
-Наличие 2-х комплектов постельного белья и полотенец на ребенка в соответствии с СанПин
-Наличие 2-х комплектов наматрасников на ребенка
-Состояние раковин и унитазов
-Наличие ячеек для полотенец на каждого ребенка

Наблюдения

Наблюдения

Заведующий ДОУ

Заведующий хозяйством

2 раза в год
1 раз в год
2 раза в год
1 раз в год
1 раз в год
2 раза в год
1 раз в год
2 раза в год

При выявлении нарушений

При выявлении нарушений

Воспитатели

Помощники воспитателя

Медсестра

Естественное и искусственное
освещение
Исправность осветительных приборов

Наблюдения

Заведующий хозяйством

Ежемесячно

При выявлении нарушений

Заведующий хозяйством

Отопление
Исправность системы отопления и вентиляции:
- температурный режим
- состояние  отопительной системы

Наблюдения

Заведующий хозяйством

Постоянно
3 раза в год

При выявлении нарушений

завхоз

Водоснабжение и канализация
Исправность системы водоснабжения и канализации, в т.ч. кранов, смесителей, труб.

Наблюдения

Заведующий хозяйством

2 раза в год

При выявлении нарушений

Заведующий хозяйством

Оборудование пищеблока, инвентаря, посуды
-Исправность технологического и холодильного оборудования
-Наличие маркировки на кухонном инвентаре и посуде
-Соблюдение графика влажной уборки
-Контроль мытья посуды и технологического оборудования
-Соблюдение графика генеральной уборки помещений и оборудования
-Контроль своевременной дератизации

Наблюдения

Наблюдения

Заведующий хозяйством

Медсестра

Медсестра

1 раз в год

4 раза в год

Ежемесячно

4 раза в год

При выявлении нарушений

При выявлении нарушений

Заведующий хозяйством

Повара

Повара

Мероприятия по
ОТ и ТБ
-Соблюдение требований по охране жизни и здоровья детей в группах ДОУ и других помещениях
-Соблюдение требований техники безопасности в группах ДОУ и других помещениях
-Содержание аптечек для оказания первой медицинской помощи в
       группах
-Состояние электрических розеток, выключателей
-Сопротивление изоляции электросети и заземления      оборудования
Наблюдения

Заведующий ДОУ

Медсестра

Заведующий хозяйством

Ежемесячно

1 раз в год

Ежемесячно

Ежемесячно

1 раз в год

По окончании проверки

При выявлении нарушений

Заведующий ДОУ

Медсестра

Заведующий хозяйством

 Требования , определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности
-Пожарная безопасность при подготовке к проведению   новогодних утренников
-Техническое состояние      огнетушителей
-Соблюдение правил пожарной безопасности на рабочем месте, противопожарного режима, эвакуационных выходов
Состояние пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре
Наблюдения

Заведующий хозяйством

1 раз в год
1 раз в 3 месяца
Ежемесячно
4 раза  в год
При выявлении нарушений

По окончании проверки

По окончании проверки

Заведующий хозяйством

5. Финансовые условия
-Выполнение муниципального задания
-Эффективное планирование и расходование средств в   соответствии с планом
-Информация о нормативах финансирования ДОУ, объеме привлеченных дополнительных финансовых средств
-Численность воспитанников, приходящихся на одного воспитателя
-Средняя наполняемость групп

Анализ

Сбор данных

Анализ

Заведующий ДОУ

заведующий ДОУ

1 раз в квартал
В соответствии с Дорожной картой
Ежегодно

Статотчет

Статотчет

Заведующий ДОУ

Заведующий ДОУ

2. Сформированность компетенции педагогов

Кадры
-Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами:
*наличие
*отсутствие вакансии
-Локальные акты о материальном и моральном стимулировании работников
-Наличие в ДОУ специалистов
Экспертиза

Заведующий ДОУ

Ежегодно

Статотчет

Аналитический отчет

заведующий

Квалификационный уровень
педагогов

-Педагоги, подлежащие аттестации на первую квалификационную категорию
-Педагоги, подлежащие направлению на курсы повышения квалификации.
-Педагоги, принявшие участие в профессиональных конкурсах
Сбор данных

Заведующий ДОУ

1 раз в год

(до начала учебного года)

По мере участия

Аналитический отчет

заведующий
Методический уровень педагогов
-Овладение педагогами основными компетенциями в организации образовательной деятельности по реализации ООП ДОУ
-Результативность педагогической деятельности за учебный год

Тестирование наблюдения за педпроцессом, анализ документации

собеседование

Заведующий ДОУ

1 раз в год  (по окончании учебного года)

Аналитический отчет

заведующий

3. Оценка качества ООП ДО

Объект мониторинга

Показатели

Методы оценки инструмента

Ответственный

Сроки

Форма и место предоставления информации

Кто принимает участие

1.Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
-Соответствие примерной программа
-Наличие всех разделов программы
-Соответствие содержания разделов требованиям ФГОС
-Соответствие объема и содержания обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношениях требованиям ФГОС

Экспертиза

Экспертная группа

Ежегодно

Публичный отчет,

сайт ДОУ,

пед.совет,

родительское собрание

Педагоги,

родители

2. Реализуемые образовательные программы
-Положительная динамика реализации Программы развития (значимые результаты)

Экспертиза

Экспертная группа

Ежегодно

Публичный отчет,

сайт ДОУ

Педагоги,

родители

3. Совместная образовательная деятельность в
режиме дня и организация непосредственно
образовательной
деятельности
-Качество и полнота реализации алгоритма режима дня разработанного с учетом ФГОС.
-Организация непосредственно образовательной деятельности:
*соответствие установленному режиму дня, расписанию НОД;
* наличие и продолжительность перерывов между НОД  требованиям СанПин;
*соответствие  содержания НОД методике,  виду деятельности, технологии;
*использование форм и методов, адекватных возрасту детей;
*осуществление
дифференцированного подхода в процессе НОД.

Наблюдения

заведующий

Ежедневно

1 раз в квартал – итоговая

аналитическая справка

заведующий

4. Методическая работа в ДОУ
-Обеспеченность ДОУ методической литературой:
*книги
*периодические издания (количество изданий)

Самоанализ

Заведующий ДОУ

Ежегодно

Публичный отчет

Заведующий ДОУ

5. Инновационная деятельность в ДОУ
-Предоставление опыта ДОУ в мероприятиях методического направления на:
*муниципальном уровне.
-Участие ОУ в конкурсных мероприятиях

Самоанализ

Заведующий ДОУ

Ежегодно

Публичный отчет

Заведующий ДОУ

6. Удовлетворенность деятельностью ДОУ
-Доля родителей, удовлетворённых деятельностью ДОУ (в %)
-Наличие официальных жалоб от участников образовательного процесса на деятельность учреждения (подтвержденных фактами при рассмотрении)
-Наличие нарушений
Анкетирование,
опрос,
работа с документами

Заведующий ДОУ

Ежегодно

публичный отчет,

сайт ДОУ

Заведующий ДОУ

Педагоги

Родители

Партнеры

Мониторинг качества образования

1. Управленческий мониторинг

Объект мониторинга

Показатели

Методы оценки инструмента

Ответственный

Сроки

Форма и место предоставления информации

Кто принимает участие

1. Управление образовательным процессом
-Наличие действующих органов общественно-государственного управления ДОУ (согласно зарегистрированному уставу):
*родительский комитет
-Наличие управленческих кадров
-Наличие публичной отчетности ДОУ:
*анализ на педагогическом совете
*публичный отчет на сайте ДОУ

Самоанализ

Заведующий ДОУ

Ежегодно

Анализ на педсовете

Публичный отчет

Заведующий ДОУ








2. Педагогическая диагностика

Результаты освоения
основной
образовательной программы
Уровень достижения целевых ориентиров
на этапе завершения дошкольного образования.

Наблюдения

заведующий

1 раз в год – в апреле

По окончании наблюдения

Воспитатели
Доля детей имеющих уровень развития, соответствующий возрастным ориентирам по данным диагностики:
*Социально-коммуникативное развитие
*Познавательное развитие
*Речевое развитие
*Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Диагностика

заведующий

Диагностический срез –

сентябрь

Диагностика - май

По окончании диагностики

Воспитатели
Достижения воспитанников в конкурсах, соревнованиях, и.т.д.
Сбор данных

заведующий

Ежегодно

По мере участия

Воспитатели
Удовлетворенность родителей качеством образовательных
результатов
Анкетирование

заведующий

Ежегодно

По окончании анкетирования

Воспитатели

3. Медицинский мониторинг

1. Требования к составлению меню для организации питания детей
разного возраста
-Наличие и соблюдение  10 -дневного меню
-Контроль ведения бракеражного журнала
-Контроль закладки продуктов
-Контроль наличия технологических карт
-Контроль расхода норм продуктов питания
-Наличие суточных проб
Наблюдения

Заведующий ДОУ

2 раза в год
4 раза в год
2 раза в год
4 раза в год
Ежемесячно

При выявлении нарушений

Заведующий хозяйством,

медсестра

Повар

2. Охрана и укрепление здоровья детей
Качество проведения утренней гимнастики
*соблюдение гигиенических требований
*соблюдение методики проведения
Наблюдения

заведующий

Медсестра

Еженедельно

1 раз в квартал; при

необходимости  повторной

проверки – после ее окончания

заведующий

Медсестра

Качество проведения физкультурных занятий
*соблюдение требований СанПин (проветривание, влажная уборка помещения);
*соблюдение методики проведения;
моторная плотность
Наблюдения

заведующий

Еженедельно

1 раз в квартал; при

необходимости  повторной

проверки – после ее окончания

заведующий

Медсестра

Качество организации закаливания:
цикличность и периодичность;
методы закаливания;
-соответствие            условий  требованиям СанПин.
Наблюдения
заведующий
Еженедельно

1 раз в квартал; при

необходимости  повторной

проверки – после ее окончания

заведующий

Медсестра

Уровень физического развития и физической подготовленности детей

Диагностика

заведующий

2 раза

в год- сентябрь, май

По окончании диагностики

Воспитатели Медсестра

Заболеваемость детей
Сбор данных

Медсестра

Ежемесячно

Ежемесячно после подведения итогов

Медсестра

Организация летней оздоровительной работы:
*наличие плана;
*длительность пребывания детей на открытом воздухе;
*организация образовательного процесса в летний период (игровая деятельность, продуктивная деятельность, экспериментирование и т.п.) в соответствие требованиям СанПин, утвержденного плана мероприятий;
*соблюдение питьевого режима.

Наблюдения

заведующий

Медсестра

Ежемесячно с июня по август

Ежемесячно после подведения итогов

заведующий

Медсестра


Организация и проведение дней здоровья в соответствии утвержденной модели
комплексно-тематического планирования.

Наблюдения

заведующий

2 раза в год

После проведения наблюдения

Воспитатели




Справка о внутреннем мониторинге качества образования

 В нашем дошкольном учреждении проводим мониторинг по разделам:
 4.1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов
 Образовательный уровень: среднее  профессиональное  - 1 педагог – 33%, высшее  -2 педагога – 67%;
 Квалификационный уровень:
 первая квалификационная категория – 3 педагога -100%;
 Выводы: Все педагоги ДОУ аттестованы – 100%.
 4.2. Мониторинг реализации программ в МКДОУ .
 В нашем детском саду реализуется  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Все разделы программы реализуемых в МКДОУ, направлены на всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.
 Так как ведущим видом деятельности является игра, весь педагогический процесс протекает через игру. Дети очень любят играть, проявляют своё творчество, смекалку. Показывают через игру умение устанавливать отношения со своими сверстниками, приобретают первый жизненный опыт.
 Одной из составляющей в работе детского сада является непосредственно образовательная деятельность детей.  В каждой возрастной группе, согласно возрасту детей, требованиям ежедневно проводятся разнообразные специально созданные развивающие ситуации.
 С самого раннего детства дети соприкасаются с миром прекрасного на музыкальных занятиях, обогащают свой сенсорный опыт в процессе ознакомления с ближайшим окружением, учатся общаться со сверстниками и взрослым.
 Более насыщено по своему содержанию, проходят занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с элементарными математическими представлениями, развивают речь, впервые познают структурные единицы русской речи.
 Также продолжают заниматься изобразительной деятельностью, занимаются театрализованной деятельностью.
 В рамках экологического воспитания дети приучаются к труду, учатся беречь и любить окружающий мир на территории детского сада.
 В детском саду дети познают основы безопасности, одним из компонентов которого являются экскурсии на улицы города, с целью ознакомления правил поведения на дорогах.
  В течение учебного года педагоги создавали специальную развивающую среду, совместно с родителями, дидактические пособия математике, что способствовало улучшению восприятия учебного материала. Это дало хорошие результаты. Рассмотрим результаты диагностики.
Диагностика по познавательно-речевому направлению
 Анализируя познавательно- речевое развитие детей, следует отметить, что созданные в ДОУ условия позволяют интеллектуально развивать детей, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей . Это дает возможность более качественного воспитания и обучения детей.
Диагностика по социально-личностному направлению
 Педагоги стремятся в своей работе развивать у детей патриотические чувства, уважение в семье, приобщают к элементарным нормам общения со сверстниками и взрослыми, воспитывают ценностное отношения к собственному труду и труду взрослых. Большое внимание в детском саду воспитателем уделяется развитию у детей стремления к самостоятельности, развитию веры ребенка в собственные силы через трудовую деятельность, развитие культурно-гигиенических навыков.
Диагностика по физическому направлению воспитанию
 Весь коллектив детского сада работает так, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Педагоги развивают у детей физические качества, обогащают двигательный опыт, формируют начальные представления о здоровом образе жизни, прививают культурно-гигиенические навыки.
Диагностика по художественно-эстетическому направлению
  Не маловажное место во всестороннем развитии уделяется и эстетическому воспитанию.
 Стало традицией проведение досугов и праздников «Осенний», «День матери» и другие. Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях.
 4.3. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.
 В основе мониторинга по этому разделу лежит сбор информации о повышении квалификации педработников, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, что помогает определить цели работы и выбрать адекватные формы ее проведения.
 Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Каждые 3 года  педагоги МКДОУ проходят курсы повышения квалификации, но в наше время этого недостаточно, т.к. рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если он занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
 Мониторинг повышения квалификации педагогов МКДОУ показал, что все воспитатели обучаются и повышают свой профессиональный уровень на различных дистанционных, очных курсах. В этом учебном году доля педагогов прошедших курсовую подготовку составила 100%
4.4. Мониторинг эффективности самообразования педагогов.
 Педагогическое самообразование воспитателя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. В детском саду педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально – методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Получение новой информации помогает пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

4.5. Мониторинг качества инновационной деятельности педагогов.
 Разработкой новых идей занимается каждый педагог МКДОУ.

4.6. Мониторинг передового педагогического опыта педагогов.
 В МКДОУ созданы оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.Педагогическая деятельность позволяет педагогам делиться опытом работы с коллегами на районном уровне.
 Специалисты успешно делятся опытом работы по использованию информационных технологий.  Педагогический опыт педагогов значительно обогащает воспитательно-образовательный процесс в содержательном и организационном планах.

 4.7. Мониторинг по использованию педагогами ИКТ.
 Использование компьютерных технологий помогают педагогам не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными предметными областями. В ДОУ имеется информационно-техническая база: компьютер, создан официальный сайт ДОУ, имеется доступ в интернет,  музыкальный центр.
  Консультации для родителей, семинары для педагогов также проводились с применением ИКТ.
 4.8. Мониторинг динамики усвоения дошкольниками программного материала.
 С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития организована диагностика учебно-воспитательного процесса. По каждой области исследования указаны соответствующие критерии. В каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка. В начале года диагностику проводим с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Результаты диагностики обсуждаются на педсоветах, педчасах и на их основе разрабатывается медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.
 Для сбора информации данных о динамике усвоения дошкольниками программного материала соответственно требованиям основной образовательной  программы  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы  использовались такие методы, как: контрольные срезы знаний детей, беседы, наблюдения.
 Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала реальной картины дел, потому что исследовались отельные области, не проводилась аналитическая работа: “Почему именно такой результат?”, “От чего это зависит?”.
 Поэтому возникла необходимость создания системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящее, но и влиять на них.
 В результате общий уровень усвоения детьми программного материала по детскому саду составил в 2016–2017 учебном году 85,6%, что указывает на позитивную динамику роста, но тем не менее на результаты усвоения детьми знаний, умений и навыков повлиял контингент поступающих в ДОУ детей.
 4.9. Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей.
 Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре с участием медсестры. Результаты заносятся в карту развития ребенка, и используется педагогами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, тетради посещений с указанием выводов и предложений. Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: бактерицидные лампы, ростомер, напольные весы, детский тонометр и т.д.

 Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
 Заболеваемость детей по детскому саду в 2016 г. осталась на прежнем уровне.
 Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактики и лечебных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости. Функционирует комплексная система закаливания детей, проводится дыхательная гимнастика, профилактика нарушения осанки и плоскостопия, осуществляется работа с часто болеющими детьми.
 4.10. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
 Цель: выявить запросы на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ для учета при планировании развития ДОУ и работы с родителями.
 Изучение семьи и социума включает:
 * Составление социального паспорта семьи.
 * Изучение воспитательной системы в семье.
 * Определение степени удовлетворенности семьи деятельностью ДОУ.
 Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей проводится на основе анкетирования родителей.
 Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем:
 * 88,9 % (11,2 частично) родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье.
 Ежегодно проводится “Неделя открытых дверей”, родители принимают участие в проектной деятельности, в смотрах – конкурсах, спортивных праздниках.
 Выводы: Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ в 2016–2017 учебном году выше на 2,3 % в сравнении с  прошлым  учебным годом.
 4.11. Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы.
 Наши воспитанники разные и имеют разный уровень развития, но их успехами мы можем гордиться.
 Ребенок, уходящий от нас в школу, на наш взгляд должен соответствовать модели выпускника, которая составлена в соответствии с требованиями программы.
 Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы в 2016–2017 учебном году показал наличие устойчивой динамики уровней психологической готовности детей к школе за счет того, что детей с низким уровнем  всего 2%.

 4.12. Анализ успеваемости детей в школе.
 Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов МКОУ СОШ № 11, которые отмечают, что у детей из нашего сада сформирован  уровень учебной деятельности, имеется  потенциал интеллектуальных , творческих и организаторских способностей. При этом необходимо отметить  в 2016 – 2017  учебном годах 80 % выпускников учатся на 4 и 5, 20% удовлетворительно.
 На основании всех имеющихся данных о выпускниках нашего ДОУ мы пришли к выводу о продолжении в учреждении деятельности по реализуемым  программам. А значит, при планировании задач на будущее продолжать углубленную работу по следующим направлениям:
 * физкультурно-оздоровительное;
 * развитие речи детей (во всех возрастных группах) и их познавательная деятельность;
 * игровая деятельность детей (особое внимание обратить на сюжетно-ролевые игры);
 * трудовое воспитание
 4.13. Анализ творческих достижений педагогов.
 Педагоги ДОУ активно участвуют во всевозможных конкурсах.
 Мониторинг творческих достижений педагогов ДОУ показал: повысилось число участвующих педагогов в различных конкурсах в сравнении с прошлым годом. У педагогов, с каждым годом, растет желание участвовать в разнообразных конкурсах и мастер-классах, делиться накопленным опытом с коллегами.

4.14. Анализ творческих достижений воспитанников
 Воспитанники ДОУ активно участвуют в различных конкурсах: на уровне района.
 Мониторинг творческих достижений воспитанников ДОУ показал: по результатам участия в конкурсах увеличилось количество призовых мест, в сравнении с предыдущими годами, что способствует повышению имиджа детского сада.
 5. Заключениие.
 Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
 Создана предметно-развивающая среда: имеется компьютер, принтер, ксерокс, музыкальный центр имеется доступ в интернет, но недостаточно учебно-методических и дидактических пособий для качественной реализации образовательной программы.


https://narocenka.ru/index.php